Малый бизнес характерные черты, преимущества и проблемы с социально-культурой сфере.

Введение.
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, .определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран, таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю — 99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средние предприятия (МСП). Они выделяются среди прочих по численности занятых (например, не более 500 человек) или размеру основного капитала. На них производится почти поло¬вина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие пред¬приятия дают 75—80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости.
Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предприниматство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какой бы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономические условия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие МСП имеет ряд преимуществ в сравнении с круп¬ным производством, а именно: активизирует структурную пере¬стройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потре¬бительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориаль¬ный монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоуст¬ройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пен¬сионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, созда¬ние этого сектора экономики — позитивная альтернатива под¬польному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятель¬ности легально работающих МП.





1.1. Этапы развития предпринимательства
в России.

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап.
Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже¬та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло¬вили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы¬строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де¬фицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, об¬щественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предпри¬ятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управля¬емых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминаль¬ного и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заклю¬чается в том, что средства, накапливаемые в малом предприниматель¬стве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключе¬нием практически навсегда уходили из сферы накопления и не ис¬пользовались для развития национального производства и его инфра¬структуры.
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про¬цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся¬чески поддерживаемый правительством процесс бурного развития ко¬оперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через раз¬витие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения ре¬форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключитель¬но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цент¬рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто¬ра и свободными ценами негосударственных предприятий, регламенти¬ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения на¬талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.
Необходим был кардинально иной экономический курс, кото¬рый воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой тера¬пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы¬сокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприя¬тий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит фено¬менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа¬ция цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансо¬вую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре¬одоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй¬ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун¬кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на¬родного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе¬ре материального производства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой тера¬пии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст¬ва. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре¬форм МП
продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важ¬нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци¬альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос¬тавление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предприниматель¬ства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо¬приятные условия для любой торговой деятельности.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российс¬кого потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капи¬талов превращала их в капиталы средних размеров.
В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована обще¬принятым термином "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Бир¬жи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударствен¬ные акционерные предприятия возникали по всей России в невероят¬ных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для са¬мостоятельной предпринимательской деятельности, право занимать¬ся финансовым планированием, что ранее было абсолютной монопо¬лией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных пред¬приятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняет¬ся не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.
Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограни¬чено во времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической дея¬тельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преиму¬щественно торгово-посреднической или, например, научно-консуль¬тационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была ге¬нерировать новые тенденции в развитии российского малого пред¬принимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, со¬провождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокраще¬нием прироста числа МП.
Главными причинами приостановки роста числа малых предпри¬ятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологичес¬ких ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоя¬тельной предпринимательской деятельности.
Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая ма¬лый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального на¬копления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать законо мерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались слу¬чаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоя¬щие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в МП на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.
В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс погло¬щения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприя¬тия оказываются первой жертвой таких поглощений. Например, в Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных тор¬говых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме.
_________________
На кардинальное замедление прироста числа МП в 1994-1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, создан¬ных еще по законам бывшего СССР. Действующие МП в ходе перере¬гистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числивших¬ся зарегистрированными, но реально не функционировавших МП была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существен¬ный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.
Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в соци альном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприя¬тия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нор¬мальному развитию российского малого предпринимательства.
Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отра¬жение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увели¬чилось количество МП в строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в науке и научном обслу¬живании произошло абсолютное сокращение числа малых предприя¬тий (-18,7 и -5,6°о).
Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности - в 7,4 раза.
Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая россий¬ским правительством политика умеренно-жесткой финансовой стаби¬лизации, с одной стороны, сопровождалась значительным замедле¬нием темпов роста количества МП , но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой МП нача¬ли играть роль, характерную для малого предпринимательства в нор¬мальной рыночной экономике.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоя¬тельно приспосабливаться к сложностям рынка.
Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенден¬ций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государ¬ственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в под¬держке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизне¬са, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Чрез¬вычайно важно также расширение инновационной и научной деятель¬ности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четверто¬му этапу по-настоящему рыночного развития российского малого пред¬принимательства.

Ниже следуют ссылки на различные разделы моей странички:

>>> вперед

ссылки

Напишите мне

 

Hosted by uCoz